Украинские документалисты нашли универсальный язык, с которым могут обращаться к миру. Среди трех наиболее влиятельных во всем мире кинофестивалей класса А – Канны, Венеция, Берлин – у Украины более-менее благоприятные обстоятельства связаны с последним. Здесь наши фильмы регулярно, практически каждый год, показывают в разных программах и иногда дают им призы.

Так, например, в 1990 г. Специальный приз жюри “Серебряный медведь” отошел “Астеническому синдрому” Киры Муратовой; в 2000-м в конкурсе “Панорама” короткометражка Тараса Томенко “Тир” отмечена наградой Нью-Йоркской киноакадемии, а в 2002-м в короткометражном конкурсе “Серебряного медведя” получил пластилиновый мультфильм Степана Коваля “Шел трамвай №9”.

Не менее, чем любые конкурсы, в Берлине важен фестивальный кинорынок, на который съезжаются инвесторы, продюсеры и кинопрокатчики со всего мира. Здесь заключаются многомиллионные контракты, здесь появляются перспективы у отдельных начинающих режиссеров и у целых национальных кинематографий.

Последние полтора десятка лет на Европейском кинорынке работает Украинский стенд – буквально “Украинский киноуголок” (Ukrainian Film Corner), но в этом году он обрел необходимую солидность и даже некоторый размах. Во-первых, отечественные меценаты выделили достаточно денег, и потому стенд вышел вшестеро больше, чем ранее – теперь это уже был не “уголок”, а полноценная комната переговоров с мониторами, креслами, столиками.

Во-вторых, позаботились о концепции: наверно, впервые у нас был свой лозунг – “Ukraine is Your Destination” (Украина – ваше направление) сопровождал все украинские акции, все баннеры и плакаты. В-третьих, расстарались насчет рекламной и полиграфической продукции: на мониторах крутились две видеонарезки с фрагментами из новых проектов, как выпущенных, так и планируемых; напечатали в достаточном количестве солидный англоязычный каталог новых фильмов и рекламные брошюры о привлекательности Украины как места съемок и ведения кинобизнеса; подготовили множество значков, стикеров и открыток в поддержку Олега Сенцова.

Конечно, до завоевания Европы нам еще очень далеко, но верные шаги сделаны хотя бы здесь.
Что касается собственно кино, то в целом на Берлинале-67 было показано семь полнометражных работ, связанных с Украиной. На Европейском кинорынке прошли показы кинобиографии “Мустафа”, посвященной лидеру крымско-татарского народа Мустафе Джемилеву (режиссер – Ахмед Сарихалил), комедии “Слуга народа 2” (Алексей Кирющенко), а также “5 терапии” (Алиса Павловская) и “Мира вашему дому” (Владимир Лерт).

Заметным событием первых дней стала премьера документальной ленты, посвященной Олегу Сенцову. “Процесс: государство Россия против Олега Сенцова” (Эстония/Польша/Чехия, автор – оппозиционный российский режиссер Аскольда Куров) был показан во внеконкурсной программе Berlinale Special. Куров собирал и снимал материалы по суду над Сенцовым с 2014 г. Итогом его усилий явилась публицистически-хроникальная лента продолжительностью в 75 минут. Ее содержание составляют съемки в самом суде, комментарии политологов и юристов, сюжеты новостей, съемки акций протеста.

Триумф «Школы №3»

В первую очередь премьера “Процесса…” стала не столько кинематографическим, сколько общественным, политическим событии. На одном из крупнейших фестивалей вновь говорили о нашем несправедливо осужденном земляке, вновь проходили акции в его защиту. Откликнулась и англоязычная пресса: в рецензиях на фильм журналисты обращались к Трампу с довольно язвительными советами сначала посмотреть фильм Курова, а затем уже решать, стоит ли “перезагружать” отношения с Путиным.

Что же касается участия Украины в собственно фестивальных конкурсах, то в этом году наша страна была представлена украинско-немецким документальным фильмом “Школа №3” в программе “Поколение 14+”, посвященной кинематографу о молодежи. Программа эта проводится уже 40 лет, имеет свой собственный призовой фонд и свое жюри, составляемое из молодых кинематографистов.

“Школа №3” – это совместный проект украинского драматурга и сценаристки Натальи Ворожбит и режиссеров Георгия Жено (Германия) и Елизаветы Смит (Украина). Премьера прошла в берлинском культурном центре Haus der Kulturen der Welt – обычном месте проведения конкурса “Поколение”.

Пьеса Ворожбит “Николаевка” написана на основе монологов тринадцати старшеклассников школы №3 местечка Николаевка Славянского района Донецкой области. Летом 2014-го в этот город пришла война. Были убитые и раненные, пострадала и сама школа. Позднее здание отстроили, однако душевные и эмоциональные раны остались. Спектакль по “Николаевке” (причем герои сыграли самих себя) уже видели зрители в Киеве и в Берлине. Фильм же был завершен перед началом фестиваля.

Самое важное в “Школе №3” то, что война в ней не является главной темой. Для героев и героинь важнее другое: свое место в мире, попытки самоосознания в нелегком процессе взросления, любовь и смерть. Темы, в общем, вечные, независимо от того или иного поворота истории. Жено и Смит поступают очень просто: дают герою или героине в руки определённый предмет, связанный с сильным эмоциональным опытом или глубоким переживанием и подросток рассказывает об этом опыте.

Кто-то потерял любимого или близкого человека. Кто-то разбился на мотоцикле, но остался в живых и стал больше ценить отношения с родными. Кто-то безнадежно влюблен в парня с упрямо прокремлевской позицией. Кто-то, чтобы унять боль, показывает миниатюру в стиле театра теней. Кто-то поет попсовые куплеты о любви под мелодию с мобильного. Все это – запинаясь, заговариваясь и переминаясь, но предельно искренно.

Авторы фильма умело приводят материал в кинематографическую форму, выстраивают исповеди в точном ритме, организуют все это множество голосов, лиц и движений в единую, очень трогательную повесть о целом поколении, которого коснулись исторические перемены. Послание фильма получилось воистину универсальным и понятным любому зрителю независимо от страны проживания.

Результатом стало награждение “Школы №3” высшим призом “Поколения 14+” – Гран-при и премией 7500 евро. Победа, давно не случавшаяся с нашими фильмами и так необходимая нашему кино.
А еще этот факт свидетельствует о том, что украинские режиссеры – пока что документалисты – наконец-то нашли универсальный язык, с которым могут обращаться к миру. И это, пожалуй, самый важный для нас итог Берлинале-67.

Источник: http://www.dsnews.ua/