Наша новая рубрика «Поэт в России — больше, чем поэт» получила и видео-воплощение. Специально ко Дню защитника отечества журнал «Театрал» совместно с актером МХТ им. Чехова, заслуженным артистом РФ Анатолием Белым представляет новый фильм проекта «Кинопоэзия» — «Ну что с того, что я там был». Картина создана молодым режиссером Антоном Сазоновым на основе одноименного стихотворения Юрия Левитанского. О фильме и о создании нового жанра в кино «Театрал» побеседовал с автором проекта «Кинопоэзия» Анатолием БЕЛЫМ.

— Как родилась идея проекта «Кинопоэзия»?

— Идея читать стихи с закадровым озвучанием и фотографиями на экране родилась еще в середине прошлого века во Франции. И после этого кто-то периодически экспериментировал, пытаясь интерпретировать поэзию в кинематографе. Похожие мысли пришли и ко мне около двух лет назад. Я и многие мои коллеги читаем стихи со сцены в разного рода спектаклях и поэтических вечерах. И в какой-то момент я подумал, что если экранизировать стихи, это может стать самостоятельным жанром искусства, соединяющем в себе две прекрасные стихии — кино и поэзию. С этой идеи и начался проект. Быстро пришло и название, простое и емкое, определяющее суть проекта — «Кинопоэзия».

— Ради чего Вы начали этот проект?

— Я хочу с помощью «Кинопоэзии» поправить душевное и духовное здоровье наших людей, находящихся в ситуации постоянного выживания.

— А коммерческая составляющая в этом присутствует?

— Вы знаете, наш формат короткого метра тем и хорош, что совсем не требует миллионов. Конечно, мы не делаем фильмы, что называется «на коленках», это всё равно кинопроизводство — у нас всегда профессиональная техника и группы. Тем не менее, спонсоров, конечно, находить трудно. Проект не коммерческий, это про просвещение, про культуру и образование. Бюджетных средств от министерства культуры мы пока не получали. Но у нас есть партнеры, которые разделяют наши задачи. Так, с февраля наши фильмы начали демонстрироваться в кинотеатре «Пионер» перед началом сеансов из основного репертуара, наши фильмы охотно берут и региональные кинотеатры, с марта мы начнем показ еще в одной столичной сети кинотеатров.

— Сколько картин уже вошли в киноальманах?

— С июня 2016 года было снято более 13 фильмов, часть из них доступна для просмотра в Интернете. Некоторые фильмы ждет фестивальная судьба, поэтому найти их пока в открытом доступе в Сети пока нельзя. Каждый фильм «Кинопоэзии» создавался при помощи профессиональных режиссеров, актеров и музыкантов, при этом как известных, так и молодых талантов, для которых эта работа иногда становилась дебютной.

— Как вы отбираете материал для съемок, чем обусловлен выбор поэтического материала?

— О, выбор материала мой самый любимый и увлекательный процесс! Мне очень помогает в этом моя сестра, детская писательница Маша Вайсман. Наш первый выбор пал на классиков, но ими не ограничился. Так, совсем скоро появится фильм по стихотворению замечательного современного поэта Фёдора Сваровского.

— Как родилась идея создать фильм «Ну что с того, что я там был»?

— Этот фильм-первый опыт сотрудничества «Кинопоэзии» и Российского Военно-Исторического Общества. В РВИО проходила выставка «Судьба истребителя», посвящённая герою ВОВ лётчику-истребителю Александру Большакову, чей самолет нашли искатели под Ржевом. Каким-то чудесным образом самолет почти полностью уцелел и удалось идентифицировать пилота. Им оказался числившийся без вести пропавшим 24-х летний Александр Большаков, летчик-ас, на счету которого оказалось более 185 боевых вылетов и 17 сбитых самолетов фашистов. И нам предложили снять для выставки поэтический мини-фильм на эту тему.

— А как вы нашли художественный материал для этого фильма?

— Выбор стихотворного материала в нашем проекте, как правило, остается за режиссером. Ведь именно его должно «зацепить» стихотворение, чтобы родился художественный образ. Конечно, я и наш литературный редактор Маша Вайсман, тоже предложили ряд стихотворений. Но выбор молодого режиссера Антона Сазонова пал на замечательное стихотворение Юрия Левитанского «Ну что с того, что я там был…»

— И уже в связи со стихотворением возникла концепция о связи времен?

— Эта идея как-то с самого начала висела в воздухе. Мне кажется, что вообще основная тема сегодняшнего дня – наша память. Всеми возможными способами нам необходимо рассказывать нашим детям о подвиге народа в Великой Отечественной Войне, которая все больше и больше отдаляется от нас в неумолимом времени. А подвиг народа складывается из отдельных подвигов вот таких молодых ребят, как Александр Большаков, настоящих защитников родины.

— Расскажите про режиссера фильма. Он достаточно молод. Вы видели его другие работы, прежде чем пригласить его для участия в проекте?

— Антон Сазонов — молодой режиссер, выпускник 2016 года Московской Школы Кино, закончивший мастерскую Алексея Попогребского. Это его дебют. Я посмотрел его дипломную работу «Тупик» и увидел тонко чувствующего человека. В кадрах его фильма была разлита поэтика.

— Были ли у Вас творческие разногласия?

— В самом съемочном процессе я не принимаю участия — это не моя компетенция. Я дал маленькие советы в начале пути по сценарию и на этапе финального монтажа мы вместе немного подтянули темп. Спорили, конечно! Антон оказался дотошным режиссером, в чем-то упорно не соглашался со мной, но все наши споры привели к хорошему результату, а это главное.

— Почему этот фильм вы решили показать широкому зрителю именно в День защитника Отечества?

— Мне кажется, что в день защитника Отечества самое время говорить не только о доблестных победах нашей армии, но всегда помнить из чего складывались эти громкие победы. И вообще, в это день поздравляют мужчин, а Александр Большаков был настоящим мужчиной.

Источник: http://www.teatral-online.ru